|
Публичность: до и после IPO
Публичность: до и после IPO
23 и 24 сентября 2010 состоялось два последовательно дополнивших
друг друга мероприятия, организованных Институтом развития финансовых
рынков (ИРФР): «Форум IPO&SPO-2010» и «Третий всероссийский
IR-форум». Если на первом мероприятии обсуждалось, как компании лучше
стать публичной, то на втором, как правильно эту самую публичную жизнь
вести.
Алексей Вереникин
Форум IPO&SPO-2010
На
первой сессии обсуждались достоинства различных фондовых бирж. Было
интересно наблюдать, как Роман Кириндассов, Deutsche Boerse, и Аарон
Голдштейн, NYSE-Euronext, активно выступали «против» LSE, имеющей, по
словам ораторов, в разы меньшую ликвидность для иностранных эмитентов.
«Размещаться российской компании на LSE – это должностное
преступление!», - шутил Роман Кириндассов. Представителей британской
площадки на мероприятии не было, и за биржу вступился Михаил Субботин,
PricewaterhouseCoopers, спросив, почему же тогда почти все основные
инвестбанки рекомендуют размещаться в Лондоне? На что Кириндассов «не
моргнув глазом» ответил, что инвестбанкам, как брокерам, малоликвидные
площадки выгодны увеличением числа внебиржевых сделок, от которых они
получают солидные комиссионные.
В конце форума был организован круглый стол, в котором представители
эмитентов из сектора ИРК РИИ ММВБ рассказывали про размещение своих
компаний. Владимир Тихонов, генеральный директор ОАО «ДИОД», рассказал,
что в первые три недели торгов после IPO цена акций опускалась до 28
руб. при цене размещения 32,5 руб. По мнению Тихонова, это случилось во
многом, благодаря желанию старых «ваучерных» акционеров, которых у
компании было 120 человек, выйти в «кэш».
В ходе дискуссии были высказаны противоположные точки зрения на выбор
момента размещения. Дмитрий Чурсин, руководитель по работе с
инвесторами, ОАО «Армада», отстаивал позицию «задешево продаваться
нельзя», а Владимир Тихонов говорил, что продаваться надо «при любой
погоде», поскольку можно очень долго ждать удачного момента, при этом не
получая средств для текущего развития бизнеса.
Слушателей
оживила полемика Артура Исаева, генерального директора ОАО «ИСКЧ», и
Александра Клочкова, партнера московского офиса международной
юридической компании DLA Piper. Клочков возмутился, что в России
твориться «полное безобразие», раз компания может проводить IPO, не
предоставив консолидированной отчетности (камень в огород ИСКЧ). Откуда
инвестор может знать, что у какой-нибудь из «дочек» компании, например,
нет многомиллиардной задолженности?
По словам Клочкова, для американского инвестора это было бы хорошим
основанием подать в суд на менеджмент компании, если бы цена акций
опустилась ниже цены размещения. А российский инвестор в подобной
ситуации оказывается незащищенным. Артур Исаев парировал тем, что
компания не собиралась продавать акции американским инвесторами и строго
соблюла требования российского законодательства, при этом упор был
сделан именно на продажу «физикам», чтобы обеспечить базовую ликвидность
акциям компании. Хотя, по его словам, при проведении IPO, было получено
предложение от институциональных инвесторов, которые хотели выкупить
весь предлагаемый к размещению пакет.
Третий всероссийский IR-форум
На
следующий день можно было наблюдать воочию, насколько IR-специалист
вовлечен в корпоративный процесс. В первой сессии выступал Геннадий
Крассовский, начальник департамента отношений с инвесторами, «Лукойл»,
который предупредил, что у компании сегодня важное корпоративное событие
(какое, он не уточнил, но, наверное, это было связано с истечением
срока опциона на выкуп акций у Conoco Philips), что он ждет важный
звонок и, вполне возможно, не успеет закончить свое выступление. Важный
звонок раздался как раз во время его доклада. Закончить доклад
Крассовскому удалось, но на продолжение сессии он не остался. Из самого
выступления запомнилось, что одной из важнейших задача IR специалиста
крупной компании, например, уровня «Лукойла» – это борьба со «страновым»
дисконтом.
Самым ярким (судя по аплодисментам и количеству вопросов) было
выступление Александра Толкача, недавно перешедшего из «Мечела» в
украинскую компанию ДТЭК на должность директора по внешним связям. «Я
перешел в ДТЭК, в том числе и потому что там была поставлена задача
сделать «сильный» IR, опираясь на лучшие практики», - сказал он. В
презентации, в частности, был приведен результат опроса, проведенного
когда-то Financial Dynamics, на основании чего инвестор принимает
решение о входе в компанию. На первое место было поставлено прямое
общение с компаний, затем шла собственная аналитика, а в конец списка
были поставлены sell-side аналитика и финансовые СМИ.
Отвечая
на вопрос аудитории относительно различий в общении с представителями
инвестиционного сообщества, Толкач сказал, что по его опыту, с
аналитиками сложнее общаться в плане предоставления деталей и цифр, так
как первая задача аналитика – построить качественную модель. С
портфельными управляющими сложнее общаться психологически – они
стратеги, им важно понять принципиальный вектор развития компании и
качество ее менеджмента. При этом на личных встречах надо тщательно
контролировать свое поведение. Ведь отношение к компании может
испортиться даже из-за того, что с человеком как-то неправильно
поздоровались.
Попросив прощения у присутствовавших в зале консультантов, Толкач также
сказал по ходу выступления, что эти самые консультанты, нужны только при
формировании IR-службы и при выполнении разовых проектов, но никак не
на постоянной основе: «Никто из консультантов не будет знать бизнес
компании так, как будет знать его качественный штатный сотрудник,
поэтому их рекомендации всегда будут скорее общими».
Станислав Мартюшев, генеральный директор, «Интерфакс бизнес сервис»,
рассказал про важность анализа результатов идентификации акционеров
(Shareholders ID). В качестве примера был приведен анализ изменения
вложений российских ПИФ-ов в российские нефтегазовые компании в
докризисный и пост-кризисный периоды. Результаты показали, что качество
пост-кризисных инвесторов оказалось намного хуже докризисных. Это
проявляется в гораздо более низких объемах позиций и более спекулятивном
подходе новых инвесторов. Подводя итог, Станислав сказал, что в
нынешних условиях идентификация никак не может состоять из простой
выгрузки данных и должна содержать детальный анализ, который в
дальнейшем необходимо учитывать в формировании IR-стратегии.
IR magazine Russia & CIS
|